Народная артистка Архангельской области
Нынешним мартом Алла Сумарокова ездила с концертами в родной Лешуконский район. К ней выходили с хлебом-солью, пели “встречальную” песню. В селе Кеба, певуньи которого покорили десять лет назад Париж, женщины, одевшись в старинные сарафаны, четыре часа ждали в Доме культуры опоздавший автобус. Остывали шаньги, но не понижался градус предвкушения радости от встречи с артисткой и ее музыкантами.
Привечают Сумарокову - лауреата всероссийского и международного фестивалей - во всех городах и деревнях области. Только в Яренском районе она не бывала, но хочет выбраться и в эту глубинку.
— Алла Николаевна, когда к вам пришел первый зрительский успех?
— Года в три, на новогодней поселковой елке в Усть-Чуласе. Как мама мне рассказывала, меня совершенно не смутило, что там было много народа. Не помню себя без песен. Была довольнешенька, что меня станут слушать, упрашивать не требовалось.
— Несколько лет назад вы были вынуждены уйти из Северного хора. Теперь не жалеете, что так произошло? — ведь нашли свою нишу на профессиональной сцене.— Вы бы знали, насколько трудно мне было расставаться с Северным хором, в который я так стремилась попасть и в котором пела пять с половиной лет. Он мне до сих пор снится: я постоянно опаздываю на номер; коллектив уже на сцене, а я все еще за кулисами...
— Наяву вы не опаздывали на номер?
— Нет! Я человек очень собранный, очень дисциплинированный. Но всегда была боязнь: не дай Бог опоздать. Вот она и перешла в сон.
Как говорится, что ни делается, все к лучшему. Но уходила я из коллектива с очень тяжелым сердцем, со слезами. Пришлось: мы с сыном Темкой были: тогда вдвоем, и в материальном, плане нам жилось очень несладко.
У меня осталась боль за Северный хор. Сердце кровью обливается... Ведь он — огромный пласт культуры, там такие песенные фонды — россыпи! Сколько бы можно сделать новых постановок в этом уникальном коллективе!.. Его необходимо сохранить.
— Ваша, Алла Николаевна, публика — это кто?
— Она очень разная. Конечно, ветераны приходят на концерты. Но в последнее время я замечаю настоящий интерес молодежи к тому, что делаю. Молодые люди подходят после концерта, благодарят за него. Недавно я была в Котласе, пела и песни Великой Отечественной войны, и романсы, и народные песни, и авторские, и частушки. Один молодой человек сказал мне потом, что хотел немного послушать и уйти, но остался до конца концерта.
В областной администрации меня в шутку назвали «народной артисткой Архангельской области». Мне очень приятно.
— Молодежь предпочитает в вашем исполнении народные или эстрадные песни?
— Народные. Я слышала слова признательности за приобщение к этим песням. Вы знаете, как мне приятно!.. Если не ошибаюсь, вельчане просили у меня автографы, а потом шутили: придет время, мы их будем на аукционе продавать.
— Полтора года назад вы говорили в интервью нашей газете, что мечтаете подготовить программу, которая бы состояла из нескольких отделений: песни пинежские, лешуконские, мезенские... Когда удастся осуществить свое намерение? Пора бы уже, кажется, отдать должное своим лешуконско-мезенским корням...
— Этой зимой моя племянница ездила в мезенскую деревню Кимжа и привезла оттуда подарок — старинный головной убор (повойник и кустышки). Это чисто мезенский убор, кимжанка поначалу не соглашалась продавать его.
Мне хочется, чтобы в каждом отделении задуманной программы был свой истинный костюм — каргопольский, мезенский и так далее. Поэтому я по крупицам собираю все подлинное, иду к своей давней цели, достичь ее не так-то просто, но я не отступлюсь. Сейчас наши бабушки не хотят расставаться со своими костюмами, сарафанами. Раньше легче расставались — продавали или дарили.
— У вас в репертуаре есть песни местных авторов. Вы к этим людям идете или они к вам?
— То они, то я. Как, например, родилась песня «Мама моя, мамушка». Однажды на концерт пришла ко мне просто необыкновенная женщина — огромные глубокие глаза, которые светятся искренностью и добротой. Во-первых, она, Ольга Ерошенко, подарила мне картину Сергея Беляева — там Кимжа, куда я петом приезжала к бабушке на каникулы. Не забыть, как после третьего или четвертого класса зашла в церковь, где давно не проводили службы, там не было уже икон, но все равно. Оставалась аура, свойственная храму, — спокойствие, торжественность. Во-вторых, Ольга подарила мне подборку своих неизданных стихов. Вот там-то и были стихи о маме. Я прочла и сразу почувствовала — песня. Такие стихи певучие! Я их взяла и пошла в Северный хор к Александру Качаеву. Буквально через несколько дней он мне сказал, что написал музыку.
Я бесконечно люблю свою маму. Все, что я как певица есть, — благодаря ей. Когда меня пригласили в Северный хор, я жила в Холмогорском районе, работала в Доме культуры. Спросила у мамы: как быть, ведь Артем мал... Она ответила: «Разве я могу сказать «нет»?» Так вот с маминого благословения и пошло...
Сейчас можно бы выпустить альбом с песнями об Архангельске, с песнями лешуконскими, пинежскими частушками, но нет финансовой поддержки.
Наши авторы интересны по-своему. Очень люблю Евгения Мищенко. «Речка Вашка» — ой какая песня!.. Или «Варавинские страдания»... Он знает, что я банщица, и написал мне недавно новую песню на стихи доктора Леонида Дегтяря — «Баня». Она шуточная, с прикольчиком. Они принесли мне недавно «Пинежанку» — песню лирическую, как река Пинега.
— У вас есть песня на стихи Людмилы Дербиной. Вас не настораживало, что она человек, который погубил Николая Рубцова...
— Нет. Когда я читала ее сборник «Крушина», не знала о ее роли в судьбе Рубцова. Я чувствовала, что ее стихи созвучны моему настрою души, они меня очень тронули.
Мы с Людмилой Александровной очень близко познакомились. Прошлым летом она приезжала из Санкт-Петербурга в Архангельск, гостила у меня. Встреча получилась замечательной! Говорили мы, что называется, по душам. Женщина очень умная, очень талантливая. В ней осталась боль, связанная с гибелью Рубцова. «Это мой крест», — говорит Людмила Александровна.
— Сульфатский коллектив «Церемоночка» не распался? Женщины по-прежнему ездят к вам на репетиции в городской культурный центр — в этакую даль.
— По-прежнему. Можете себе представить!.. Раз, а то и два в неделю встречаемся, и даже чаще, когда концерты, их много. Я бы всем без исключения медаль дала. Ведь у каждой певуньи семья. «Церемоночке» скоро десять лет, 7 октября. Мы готовим новую программу, праздничный концерт.
Организовался коллектив, когда я стала жить на Сульфате. Я думала, меня никто не знает. Оказалось, женщины, которые пели раньше в «Беломорье» или еще где-то, новенькую сразу приметили, собрались все вместе и пригласили меня в свои руководители. Попросили сделать свадебный обряд. Я его с ними полгода учила, не меньше. Они меня все спрашивали: ну когда мы выступим, когда?! Я отвечала, что рано. Когда мы решились выйти на сцену, успех был большой.
— Вы любите озорные частушки. А как насчет частушек «на злобу дня»?
— В моем репертуаре их нет. Я люблю те, что про любовь. Политика — это не мое, честно говорю.
Когда поступило приглашение на телепередачу «Эх, Семеновна!», то сказали, что надо петь политические частушки. Я сказала: не, не, не! Но уговорили. Однако у «Церемоночки» все было скромно в этом смысле (без откровенно ядреных частушек, как там принято), а вообще женщины выступили достойно, я не могла поехать, была занята. Жюри отметило «Церемоночку» как очень самобытный коллектив.
— Как вас принимают за границей? Вы ведь в Германии были?
— Не только там, но и в Норвегии, Финляндии, Швеции. Принимают очень хорошо, реагируют буквально на все. Очень нравится акапельное пение. Романсы. Любят зрители протяжные наши песни. Поначалу я сомневалась, включать ли их в репертуар? За рубежом ведь вроде «Калинка» да «Катюша» больше по нраву. Но решила, что не буду отступать от своего. И оказалась права.
«Осоку» («Ой, кому-то нынче плачется») со слезами слушали. И просили еще ее исполнить. Там ведь много русских эмигрантов, они из концерта в концерт к нам, северянам, переходили. Я за границей такой комплимент слышала: здесь нет таких красивых костюмов, таких красивых песен и таких красивых женщин.
Газета “Правда Севера” 15 июня