Надеваю народный костюм - и будто крылья вырастают
- Вот она Кимжа, - Алла Николаевна показывает на стену, где висит картина с деревенским пейзажем. - Даже дом наш виден. Я как эту картину в «Доме книги» увидела, так и обмерла. Сразу купила...
В детстве Алла Сумарокова каждое лето проводила в этой мезенской деревне. Там жили все ее предки по материнской линии Род Дерягиных был известен всей округе - знатные были литейщики Лили колокола и колокольчики делали удивительные серебряные украшения. Была у них своя особая технология, секрет которой дед Аллы Николаевны - Артем (в честь него она назвала потом своего сына) унес с собой в могилу видать, обижен был на новую власть за гонения на церковь, на колокольных дел мастеров. Только деревянные литейные формы в память о нем на чердаке остались - семейная реликвия.
А прабабушка Аллы Николаевны, Екатерина, имела необыкновенный голос Сильный Красивый Вся Кимжа заслушивалась Удивительно пел и дядя — Петр Артемьевич Дерягин Его сама Антонина Яковлевна Колотилова приглашала в Северный хор, да только обстоятельства не позволили ему уехать из родной деревни в Архангельск. И надо же было так случиться, что много лет спустя уже не Колотилова а Нина Константиновна Мешко пригласила в Северный хор племянницу Петра Артемьевича - Аллу Сумарокову.
- Я тогда жила в Холмогорском районе, работала в доме культуры, руководила народным хором, - рассказывает Алла Николаевна. - Приехала в Архангельск на семинар. Был там хормейстер Северного хора Евгений Максимов, он почему-то выделил меня из всех, подошел во время перерыва и спросил: «Вы не поете?» Я говорю: «Пою. Конечно, пою». «А вы не хотели бы попробовать свои силы, поработать у нас в Северном хоре?»
Потом был художественный совет. Послушали меня. Нина Константиновна Мешко меня по всей клавиатуре гоняла - вверх-вниз. Иван Захарович Меркулов, главный балетмейстер, просил меня пройтись, походить. Целый консилиум устроили! Ну, и в конце Нина Константиновна говорит: «Ну, что ж, Алла, с вами все понятно. Если у вас есть желание, если у вас есть возможность, приезжайте к нам, оформляйтесь, и будем рады вместе работать». Это был 1989 год.
Алла Николаевна была счастлива Она всю жизнь мечтала петь на профессиональной сцене! Годы работы в хоре она до сих пор считает чудесным подарком судьбы Репетиции, выступления, гастроли. С ней много занималась хормейстер Дина Дмитриевна Широкая - готовила на роль невесты в «Северной свадьбе» Один раз, на гастролях в Вельском районе, Алле Николаевне даже доверили исполнить плач невесты перед зрителями. Но сыграть невесту на «большой сцене» ей не пришлось - год назад она ушла из хора. Не было конфликтов, скандалов - просто не на что стало жить. Сама она была готова на любые жертвы, но растет сын, его надо кормить, одевать.
- Для меня уход из Северного хора был настоящей трагедией, - вспоминает Сумарокова. - Даже через год, на юбилейном концерте хора, я не могла сдержать слез. Так обидно было, что я в зрительном зале, а не на сцене.
Нынешняя работа Аллы Николаевны с музыкой никак не связана - она администратор в фирме «Вероника» Пригласила ее туда давняя подруга - когда-то она пела у Сумароковой в народном хоре поселка Светлый Холмогорского района Эта женщина очень помогла Алле Николаевне, поддержала в трудную ми нуту. Еще ее поддержали участницы фольклорной группы «Соломбалочка» (с недавних пор этот коллектив переименован в «Церемоночку») Фольклорной группой Сумарокова руководит уже пять лет — » с того самого момента, когда обратились к ней несколько женщин, которым очень хоте лось петь народные песни.
А дело было так Жила Алла Николаевна тогда на Сульфате Соседка (тоже музыкант) познакомила ее с женщинами, которые раньше пели в разных народных коллективах, а теперь остались «не у дел» Работали эти женщины, в основном, на Соломбальском ЦБК, но очень хотелось им выступать. Хотя бы на свадьбах. Вот и попросили они Сумарокову поставить им северный свадебный обряд Алла Николаевна отказать не смогла и взялась за дело очень серьезно полгода она не выпускала своих подопечных «на сцену» репетировала с ними, занималась постанов кой голосов. А когда наконец выступили они на первой свадьбе, получилось так здорово, что пошла-покатилась о них молва. Стали приглашать – и в загсе они пели, и в ресторане, и просто на квартиpax.
В общем, расстаться они не смогли. Стали разучивать новые песни, подготовили концертную программу. Постепенно сшили всем участницам группы народные костюмы. Выступали на праздниках, во дворцах культуры, даже на фестивале в Вельске побывали. Появилась и своя публика. Все свое свободное время Алла Николаевна отдавала теперь этой фольклорной группе, по нескольку раз в неделю моталась из центра города на Сульфат (к тому времени она переехала на другую квартиру) на репетиции и концерты.
За пять лет из группы почти никто не ушел появились и новые певицы - теперь в коллективе уже четырнадцать человек. А сменить на звание с «Соломбалочки» на «Церемоночку» (церемоночками называются забавные частушки, которые часто исполняет группа) пришлось по одной простой причине недавно группа сменила «штаб-квартиру» и переехала с Сульфата в Архангельский городской культурный центр. И теперь уже женщины мотаются по нескольку раз в неделю (а ведь у всех семьи!) на репетиции с Сульфата в город. «Я бы им всем медали вручила!» - смеется Алла Николаевна.
На Пасху «Церемоночка» давала в АГКЦ первый большой сольный концерт. Страшно волновались, репетировали, а народу пришло немного. И зря Концерт был очень интересный. Звучали мезенские, лешуконские, пинежские песни, веселые частушки-це-ремоночки. Все второе отделение было сольным Алла Сумарокова пела песни, которые просто обречены на успех, - «Виновата ли я», «Выйду на улицу», «Один раз в год сады цветут», «Мама, ты же сама молодою была». Сильный, чистый голос, милая улыбка. Равнодушных в зале не было - подпевали все зрители. Все, кто пришел. А кто не пришел - наверное, просто не знал. Но не беда, ведь это только первый концерт, я уверена будет «своя публика» у Сумароковой и «Церемоночки» не только на Сульфате, но и в городе.
- Мы сколько еще можем сделать! - говорит Алла Николаевна. - У меня в коллективе женщины такие отзывчивые, они откликаются на все идеи, они меня понимают. Мы будем работать, и я верю - о нас еще узнают, все у нас еще впереди.
Самое страшное для артиста - это ощущение собственной ненужности, никчемности. Но я же вижу, как зрители воспринимают наши выступления - мы им нравимся, они истосковались по народному искусству. Есть в этих песнях, идущих к нам из глубины веков, какая-то притягательная, магическая сила. Да что там песни - даже костюмы народные обладают этой силой. Знаете, когда идет подготовка к концерту и когда уже настает момент облачиться в народный костюм... Честное слово, я чувствую себя каким-то другим человеком, я уже не здесь, я - где-то над землей, будто бы крылья вырастают. Появляется радостное ощущение полноты жизни... Все это - песни, костюмы, обряды - надо обязательно сохранить, без нашей народной культуры мы - ничто.
Газета “Правда Севера” 18 апреля